Дополняемая реальность: цифровые декорации вашей жизни.

10 Июл, 2009 2 комментария

Когда в самом начале 90-х годов прошлого века зазвучало слово “мультимедия” – это стало отсчетом нового времени. Времени когда компьютер перестал быть занудной коробкой. Помню как году в 95-м я прикупил себе дорогущую (для студента) книжонку, которая так и называлась “Мультимедия”.



В ней перечислялись и описывались все новомодные железяки, позволявшие извлекать из компьютера звуки и видео, а также устройства ввода подобной информации. Чуть позже “грянула” виртуальная реальность. Сначала с экранов телевизоров, где герои фантастических фильмов сходились в кибервойнах, а затем и в виде осязаемых игровых аттракционов. Мне удалось одним из первых в Саратове поиграть с использованием виртуального шлема VFX-1, жилета и пространственного манипулятора в далеком 1996 году. Внешне эти гаджеты выглядели суперфутуристично. Огромный шлем, в шлеме я выглядел как-то так... “бронежилет”, непривычный джойстик… Но когда с замиранием сердца я напялил на себя всю эту амуницию, первым же ощущением стало разочарование: где же те самые фантастические пейзажи и полеты в киберпространстве из “Газонокосильщика”? Где взаимодействие с виртуальными объектами? Где тактильные ощущения? Со временем, разобравшись в характеристиках опробованных устройств, стало ясно, что все громкие возгласы, надписи на коробках и всяческие красочные завлекухи были не более чем маркетинговой мишурой. “Настоящие” устройства, способные дать хоть сколько-нибудь серьезный угол обзора и приемлемую скорость работы использовались военными на тренажерах, оборудованных сказочно-таинственными “силикон-графиксами”. Вероятно это и стало причиной, по которой “ранняя” виртуальная реальность не пошла в массы. Попросту не было причин, по которым людям захотелось бы платить бешеные деньги, которые просили за эти примочки. И развлекательно-игровой прогресс пошел путем эволюции, совершенствуя видеокарты, увеличивая объемы и диагонали. Лишь периодически всплывали интересные вещицы, которые становились мертворожденными. Так, в 2004 (или 2005, уже не помню) году мне довелось испытать виртуальную “перчатку”. Устройство одевалось на руку и отслеживало перемещения всей руки и отдельных пальцев на компьютер. Например, на сгибание указательного пальца можно было “повесить” выстрел в 3D шутере. К слову, работала эта штука очень коряво…

Примерно полтора года назад, сначала робко, а сейчас чуть ли не каждый день с “шокирующими подробностями, зазвучала новая фраза: augmented reality – дополняемая (дополненная) реальность.

Дополненная реальность
(
англ. augmented reality, AR) — термин, относящийся ко всем проектам, направленным на дополнение реальности любыми виртуальными элементами или добавление к поступающим из реального мира ощущениям мнимых объектов, обычно вспомогательно-информативного свойства.

Из определения несложно понять, что нас ждет: в окружающую реальность будут “встраиваться” виртуальные объекты. Окном же в этот новый мир буду служить, точнее УЖЕ служат, экраны различных мобильных (и не очень) устройств. Сами устройства используют встроенные видеокамеры для получения визуальной информации об окружающей пользователя обстановке и мощные графические чипы, позволяющие в реальном времени обрабатывать полученную информацию и накладывать на нее “слои” сгенерированной компьютерной графики.
Приближаемся к самому интересному: практической реализации. Я бы не стал писать так много, если бы подобная технология не была воплощена в железе. На текущий момент уже существую устройства, которые в той или иной степени способны работать с дополняемой реальностью. Это и windows mobile коммуникаторы и топовые смартфоны на Symbian, и, конечно же, новомодные андроидные девайсы.
Наверное, наиболее увлекательно может показать основные возможности новой технологии демонстрация игрового процесса. Причем заметьте, геймеру не придется крючиться за монитором. Для полноценного взаимодействия с происходящим необходимо двигаться, чтобы разглядеть все объекты с разных сторон. Игра реализована на новой мобильной развлекательной платформе Nvidia Tegra.
Впечатлены и шокированы? Да, теперь можно заселить своими любимыми зомби буквально таки каждый уголок своей квартиры. И коллеге показать жуткого урода, карабкающегося по его столу…
Новая технология может использоваться не только в играх. Одним из применений называют развешивание своеобразных электронных тэгов на всех и вся. Включая окружающие пейзажи и самих владельцев устройств. Вот на этом ролике показана совершенно потрясная реализация визитных карточек:

Невообразимо круто. Проект пока еще в стадии разработки, но что-то мне подсказывает, что эта штука появится в реальной жизни через пару лет, а может и раньше.
Этим летом должна появиться многоплатформенная игрушка Kweekies, использующая дополняемую реальность на полную катушку. На youtube выложена куча роликов из этой игры. Выглядит весело.
Вообще, после ознакомления с примерами использования дополняемой реальности, что все это очень напоминает Project Natal от Microsoft, о котором я писал некоторое время назад. Вероятно используются схожие алгоритмы обработки видеоизображения в реальном времени. Но для игр в дополняемой реальности, как правило, используются специальные контрастные маркеры, к которым “привязывается” компьютер при обработке перемещений в пространстве.

Теперь представьте такую ситуацию. Вы в незнакомом городе. Рядом нет друзей/коллег/партнеров. А вокруг еще и говорят на чужом языке. Как узнать, что за здания вас окружают и как получить максимум информации о них? На помощь придет дополняемая реальность:

Безусловно, подобные проекты долгое время будут носить исключительно имиджевый характер. Но ведь как здорово выглядит, а?

Внедрение дополняемой реальности в обиход пользователей мобильных устройств будет зависеть от качества реализации и степени интерактивности. Если все разрекламированные ролики и презентации на деле окажутся убогими поделками, то дополняемую реальность ждет судьба виртуальной, существующей чаще на бумаге. С другой стороны, инженеры не замахнулись на полную реконструкцию окружающего нас мира, а лишь добавили в него захватывающие дух и просто интересные элементы. Вероятно, реализация виртуальности “по кусочками” все же окажется им по зубам.

Постараюсь не забыть про эту технологию и при первом же появлении в руках рабочей версии подобной программы для моего коммуникатора отпишусь о своих впечатлениях.

Теги записи:  Дополняемая реальность цифровые декорации вашей жизни

Похожие статьи:

Жизнь, Смотрим!, Штучки-Дрючки

Об авторе

Дмитрий Паравин - IT-специалист, коммерческий директор компании "12 Праздников". Автор и владелец сайта Paravin.ru.

2 комментария на “Дополняемая реальность: цифровые декорации вашей жизни.”

  1. numark says:

    все выглядит довольно коряво пока. Ничем не лучше тех шлемов VFX-1 про которые ты писал выше. Особенно эта игра на Тегре. Убогие прыжки с КПК вокруг непонятного листка бумаги с корявыми виртуальными зомбями. Даже игры для Playstation Eye (например, Eye Of Judgement выглядят круче).

    Но потенциал огромный, это бесспорно. Верю, что рано или поздно появятся девайсы покруче тех, что показывают в фантастических фильмах =)

  2. A Lex says:

    Забавно 🙂
    когда-нибудь может и станет чем-то реальным.

Оставьте отзыв